ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ НОВОГО БЕТОННОГО ПОЛА С УПРОЧНЕННЫМ И ОБЕСПЫЛЕННЫМ ВЕРХНИМ СЛОЕМ
Основные требования
Применяемый бетон не ниже М-300, в редких случаях М-250.
Перепад толщины бетонной стяжки не должен превышать 2 - 5 см. Перепад часто зависит от требований заказчика и условий эксплуатации полов. В случае, если выполнить перепад менее 5см не удается, рекомендуется выровнять основание подбетонкой.
Согласно нормам и правилам рекомендуемая толщина бетонного пола не менее 12 см по утрамбованному основанию.
Рекомендуемая толщина бетонного пола не менее 8 см по существующему бетонному основанию.
Существует несколько вариантов армирования, стандартный вариант армирования - дорожная сетка. В случае более высоких нагрузок на бетон рекомендуется толщина пола не менее 12 см и усиленное армирование арматурным каркасом.
Для полов с максимальными эксплуатационными нагрузками рекомендуется применять упрочнитель бетона Klebekraft (топпинг), повышающие прочность поверхности бетона более чем на 100%.
Для обеспыливания и упрочнения поверхности бетона, а так же других видов оснований, используется полимерная пропитка Klebekraft AC-S200.
Устройство нового бетонного пола включает в себя следующий комплекс работ:
1. Нивелировка основания
Нивелировка основания проводится оптическими и лазерными нивелирами. Главной целью является определение рельефа основания, его нулевой отметки, уровня поверхности пола, а так же расчёт разуклонки (если необходимо её устройство).
2. Подготовка основания
Устройство бетонного пола может производиться по грунтовому основанию, по существующему бетонному основанию. Бетонные полы можно укладывать и на другие виды оснований, но, предварительно выполнив определённые расчёты, чтобы проверить соответствие имеющейся основы требованиям к основанию под бетонный пол.
Укладывая бетонный пол на грунтовое основание необходимо сначала хорошо утрамбовать грунт в основании, чтобы потом избежать растрескивания пола из-за просадки основания.
После трамбовки на грунт укладывается песчаная подушка. Толщина песчаной подушки может быть различной в зависимости от видов грунтов основания, степени их промерзания и конечно высоты поднятия грунтовых вод, что очень важно. Толщина песчаной подушки в пределах от 0,5 до 1 м. Песчаную подушку также необходимо уплотнить.
При укладке пола на существующее бетонное основание необходимо произвести тщательную подготовку основания. От подготовки основания зависит конечный результат укладки бетонного пола. Если в нём есть трещины, то их необходимо расширить и заполнить ремонтным составом, состоящим либо из полимера (что является лучшим вариантом), либо из цементно-песчаной смеси на напрягающем цементе.
Локальные участки бетонного основания, не поддающиеся ремонту, необходимо полностью демонтировать и уложить новый бетон. Если избежать демонтажа, в будущем на этих участках возможны серьезные проблемы и работу помещения придется остановиться, что влечет за собой финансовые потери.
Если на отдельных участках основания есть перепады по высоте, то их необходимо снять. Любые загрязнения и пыль необходимо удаляют при помощи промышленных пылесосов.
Устройство гидроизоляции
Когда песчаная подушка утрамбована, либо отшлифовано и обеспылено старое бетонное основание, обязательно монтируется гидроизоляция. Чаще всего её делают из полимерных мембран или из рулонных битумных гидроизоляционных материалов.
При отсутствии влаги в грунте достаточно выполнить подстилающий слой из п/э пленки.
Установка опалубки
На больших объектах устройство бетонного пола осуществляется частями, так называемыми картами. Размер карты определяется площадью пола, уложенной за рабочую смену, т.е. производительностью. По периметру карты устанавливается опалубка. В качестве опалубки могут использоваться направляющие для виброрейки. Линия опалубки, по возможности, должна совпадать с рисунком деформационных швов, так как в большинстве случаев это место стыка уже схватившегося и свежеуложенного бетона.
Укладка арматуры
В качестве арматуры в бетонных полах чаще всего используется дорожная сетка из арматуры класса В-I диаметром стержней 5 мм с размером ячейки 150Х150 мм, или 100Х100 мм. В тех случаях, когда пол подвергается воздействию повышенных нагрузок (многотонные грузовики, погрузчики, штабелёры и т.п.), целесообразно применить вместо дорожной сетки или вместе с ней арматурный каркас. Арматурный каркас, как правило, вяжется по месту из стержней арматуры диаметром от 8 до 16 мм. В тех же случаях, когда на пол воздействуют высокие динамические нагрузки (падение тяжёлого оборудования, изделий и т.п.), для повышения ударной вязкости и стойкости бетона к растяжению при изгибе в качестве арматуры можно применить стальную фибру.
Укладка бетонной смеси
После того, как установлена опалубка и уложена арматура, приступают к устройству бетонного пола. Подвоз бетона к объекту осуществляется в автобетоносмесителях с ближайшего завода товарного бетона, способного производить бетон. Обычно укладываемая в стяжку бетонная смесь имеет подвижность П2, что соответствует осадке конуса от 6 до 10 см. Но в некоторых случаях могут применяться смеси для пола с иной подвижностью. Это зависит от способа укладки и интенсивности уплотнения.
В случае, если автобетоносмеситель может подъехать вплотную к месту укладки, выгрузку бетонной смеси производят непосредственно на подготовленное основание. Если же работы производятся не на первом этаже или в тех случаях, когда автобетоносмеситель не может подъехать к месту укладки, используют бетононасос.
Вибромеханическая обработка и разравнивание бетона
Устройство и разравнивание бетонной смеси можно производить двумя способами: с помощью виброрейки по направляющим; с помощью правила по "маякам".
Укладывая и разравнивая бетонную смесь с помощью виброрейки необходимо сначала установить направляющие под виброрейку на уровне нулевой отметки и тщательно выставить их по горизонту. В процессе работы нужно следить за тем, чтобы направляющие не были сбиты. После этого на направляющие монтируется виброрейка.
Бетонная смесь заливается на подготовленное основание и разравнивается с таким расчётом, чтобы её верх был немного выше уровня виброрейки (это зависит от степени уплотняемости бетонной смеси виброрейкой). После виброрейку тянут по направляющим. Бетонная смесь под действием вибрации уплотняется и оседает до нужного уровня и разравнивается. Важно следить, чтобы виброрейка постоянно скользила по поверхности бетона. В тех местах, где бетонная смесь оседает ниже уровня виброрейки, бетонную смесь добавляют лопатой в необходимых количествах.
Укладывая бетонную смесь по "маякам" на основание устанавливается нивелир, и произвольно выбирается определённый уровень. Далее к колонне, на которой имеется отметка нулевого уровня пола, прикладывается рейка так, чтобы её низ совпадал с этой отметкой. На рейке ставится риска, соответствующая произвольно выбранному с помощью нивелира уровню.
На основание заливается бетон приблизительно до половины необходимого уровня, и из неё делаются холмики-маяки приблизительно с шагом в 2 м. На каждый из холмиков устанавливается рейка с риской. Риску совмещают с установленным на нивелире уровнем. После этого вершину холмика подгоняют по низу рейки. Таким образом по площади пола получают выставленные по нулевому уровню направляющие-"маяки" с шагом 2 м. Пространство между маяками заливают бетоном. Уплотняют её при помощи глубинных вибраторов и разравнивают правилом вровень с верхушками "маяков".
Внесение топпинга и его затирка затирочными машинами
Далее, когда завершён процесс укладки, уплотнения и разравнивания бетона, производится обработка поверхности затирочными машинами - "вертолёты".
Но перед тем, как приступить к затирке поверхности бетона необходимо сделать технологический перерыв, чтобы бетон мог набрать начальную прочность. В зависимости от влажности и температуры окружающей среды этот перерыв составляет от 2 до 8 часов. За этот период времени бетон должен схватиться так, что человек, наступая на его поверхность, оставляет след глубиной 2-4 мм. В этот период нужно приступать к грубой затирке поверхности.
В первую очередь, должен быть обработан бетон, примыкающий к конструкциям, колоннам, ямам, дверным проемам и стенам, так как в этих местах он быстрее твердеет, чем на остальной площади. Затирка бетона в этих местах производится при помощи краевых заглаживающих машин, оснащенных свободно вращающимся кругом или вручную. Грубая затирка поверхности свежеуложенного бетона осуществляется диском или плавающими лопастями.
При использовании упрочнителя Klebekraft (топпинга) его равномерно с помощью тележки для бетона рассыпают по поверхности бетона. Расход топпинга при первом внесении - около 2/3 от общего объема, в зависимости от наполнителя и цвета. После нанесения топпинга производится первая грубая затирка бетонозаглаживающей машиной ("вертолётом"). Затирку необходимо производить, как только топпинг впитает в себя влагу из бетона (поверхность бетона должна потемнеть). Затирка должна производиться диском или плавающими лопастями.
Далее, после завершения первой грубой затирки следует немедленно внести оставшуюся 1/3 часть топпинга, чтобы он успел пропитаться влагой из цементного молока до испарения воды.
После того, как смесь пропитается влагой (это будет видно по потемнению поверхности), сразу же приступайте ко второй грубой затирке.
Расход топпинга зависит от технических условий и нагрузок на пол и составляет для:
легкой и средней нагрузки
3 - 5 кг/м.кв
Средней и большой нагрузки
5 - 8 кг/м.кв
минимальный расход для цветных топпингов
от 5 кг/м.кв
Затирка поверхности бетона дисково-лопастными машинами за 2 раза
За время грубой затирки прочность бетона постепенно нарастает. Когда нога человека оставляет след глубиной около 1 мм, нужно приступать к финишной затирке.
Финишная затирка осуществляется финишными лопастями затирочных машин.
Пропитка бетона обеспыливающим и упрочняющим составом Klebekraft AC-S200
Пропитка KLEBEKRAFT AC-S200 - это прозрачный раствор, является защитным покрытием, уплотняет, герметизирует и укрепляет поверхность основания за счет уникальной формулы. Используется в качестве финишного покрытия самовыравнивающих слоев, обычно наносится на напольные цементо-содержащие покрытия, так же возможно применение на вертикаль.
Повышает прочность и износостойкость поверхности.
Нарезка швов
Существуют три основных типа деформационных швов на стяжке:
Изоляционные швы;
Усадочные швы;
Конструкционные швы.
Изоляционные швы устраиваются вдоль стен, вокруг колонн и вокруг фундаментов под оборудование с целью исключить передачу деформаций от конструкций здания на стяжку пола. Изоляционный шов устраивается путём прокладки изоляционного материала вдоль конструкций здания непосредственно перед заливкой бетонной смеси. Усадочные швы необходимы для того, чтобы предотвратить хаотичное растрескивание стяжки в процессе твердения. Они позволяют создать в бетоне прямые плоскости слабины. В результате стяжка дает трещину в заданном направлении. Усадочные швы должны быть нарезаны по осям колонн и стыковаться с углами швов, идущими по периметру колонн.
Нарезанные карты в бетонном полу, образуемые усадочными швами, должны быть по возможности наиболее квадратными. Длина карты не должна превышать ширину более чем в 1,5 раза. Общее правило - чем меньше карта, тем меньше вероятность хаотичного растрескивания.
Нарезка усадочных швов осуществляется после завершения финишной обработки поверхности бетона. Обычно швы нарезаются картами 6х6 м в той же последовательности, в какой укладывался бетон.
Швы должны нарезаться на глубину 1/3 толщины стяжки. Это создает в стяжке зону слабины, и бетон при усадке даёт трещину именно в этой зоне, т.е. растрескивается направленно, а не хаотично.
Конструкционные швы устраиваются там, где была закончена дневная работа по укладке бетона. Форма края стяжки для конструкционного шва обычно делается по принципу «шип в паз», можно использовать шпалы (рейки), положенные поперек шва. Рейки должны устанавливаться в середине глубины стяжки под правильными углами ко шву. Конструкционные швы работают как усадочные - они позволяют небольшие горизонтальные подвижки, но не вертикальные. Желательно, чтобы конструкционный шов совпадал с усадочным.
Заполнение швов полиуретановым герметиком
Чтобы облегчить уборку и поддержать края шва при транспортных нагрузках, нарезанные швы необходимо загерметизировать. Герметизация позволяет защитить шов от проникновения воды и агрессивных сред, а также от засорения.
Тип герметика зависит от нагрузок и условий эксплуатации. Например, на многих пищевых предприятиях полы должны легко мыться и выдерживать движение тяжелых грузовиков. Герметики для таких полов должны быть достаточно твердыми, чтобы поддерживать края шва и предотвращать их скалывание, и достаточно пластичными, чтобы выдержать легкое открытие и закрытие шва.
Шов в бетоне, перед тем как его заполнить герметиком, быть очищен от пыли и мусора путем продувки струёй сжатого воздуха, механической очистки щеткой или при помощи пескоструйной машины.
Производство работ при отрицательных температурах
Для производства работ при отрицательных температурах предусмотрен ряд мероприятий:
Устройство тепляков площадью 200-300 м.кв с каркасом из пиломатериала и ограждающей конструкции из армированной плёнки и утеплителя. Количество тепляков зависит от интенсивности производства работ;
Отопление тепляков тепловыми пушками. Температура воздуха у поверхности стяжки не менее +5 °С;
Электропрогрев бетона в стяжке.
Скорость бетонирования пола в этих условиях 150-200 м.кв в день.
Примечания:
При устройстве полов с дисперсным армированием (фиброй) перед укладкой бетонной смеси необходимо на объекте дозировать фибру непосредственно в автобетоносмеситель из расчета 30-35 кг фибры на 1 м.куб бетонной смеси и перемешать ее в течение 10-15 минут. В остальном технология аналогична вышеописанной.
При устройстве полов только с полимерной пропиткой из вышеописанной технологии исключается пункт, касающийся нанесения топпинга. В остальном технология аналогична вышеописанной.